Рубрики
Подростки

Никакого телевизора: почему детям все-таки вредно смотреть ТВ

Современные дети практически рождаются с пультами от телевизора в руках, с младенчества привыкая к техно-няням. Чтобы разобраться, как телевидение влияет на неокрепшую психику ребенка и его светлое будущее, мы решили обратиться к знаменитой книге Трейси Катчлоу, отрывок из которой и публикуем сегодня.

Но что плохого в том, чтобы немного посмотреть ТВ? Большинство скажет: «Ничего!» Наверное, поэтому 40% младенцев смотрят телевизор уже в три месяца, а к двухлетнему возрасту 90% ребятишек проводят за телепрограммами и видеоиграми один-два часа в день. В 1996 году Американская академия педиатрии опубликовала программное заявление о просмотре телевидения детьми, названное в СМИ положением «никакого ТВ до двух лет».

Но разве телевизор вредит маленьким детям? Вредит, и еще как!

  • Ни о каком положи тельном эффекте от просмотра детьми телевизионных программ ничего не известно. Это касается и образовательных программ, предназначенных для дошкольников. Человеческий мозг «запрограммирован» учиться у живых людей, по крайней мере в раннем возрасте. Наличие или отсутствие непосредственного общения напрямую определяет, освоит ли малыш определенные навыки или нет.
  • Просмотр телевизора тормозит развитие устной речи. Малыши, смотревшие развивающие видео программы Baby Einstein, имели меньший словарный запас, чем их сверстники, не смотревшие эти программы. Результаты исследования настолько шли вразрез с обещаниями производителя — компании Disney, что она предложила вернуть родителям деньги. Два исследования доказали, что просмотр «Улицы Сезам» негативно сказывается на экспрессивной речи детей младше двух лет (в более старшем возрасте эта программа, наоборот, способствует развитию ребенка в определенных отношениях, например в плане готовности к школе).
  • Когда включен телевизор, дети не общаются. Дети ничего вокруг не видят, не слышат, что вы им говорите. Они не исследуют мир, не играют, не двигаются — а это важнейшие для развития ребенка виды деятельности.

Дети не общаются… В том-то и дело! Ведь телепрограммы созданы не для ребенка — они для родителей, чтобы те могли отдохнуть от ребенка. Они заставляют годовалого или двухлетнего малыша полчаса сидеть молча и неподвижно, вместо того чтобы, скажем, опустошать ящики комода, пока вы пытаетесь навести порядок в доме. Если программа называется «образовательной», вас не так терзает чувство вины, вот и вся разница.

Полагаю, причины популярности такого рода продукции кроются в следующем.

1. Родителям требуется передышка, а обращаться за столь необходимой помощью к собственным родителям, соседям, родственникам и друзьям мы разучились.

2. Родителям нужно переделать кучу дел. И как же все упрощается, когда ребенок прикован к экрану! Но тяжесть повседневных забот станет гораздо легче, если согласовать ожидания с новыми реалиями жизни. Когда ребенок рядом с вами, он на первом месте, вот и всё. Достаточно помнить об этом, и борьба приоритетов перестанет разрывать вас на части. Разумеется, мы переделаем несколько меньшую кучу дел. Само собой, любое дело потребует раз в пять больше времени. Но, положа руку на сердце, разве это так ужасно?

Капелька ТВ после двух лет

Дети старше двухлетнего возраста уже могут чему-то научиться благодаря интерактивным телепрограммам. Подбирайте для детей программы, герои которых:

  • обращаются напрямую к ребенку;
  • дают ему возможность ответить;
  • говорят, как называются разные предметы.

Отвечающие этим требованиям обучающие программы, например «Умная собачка Блу» (Blue’s Clues) и «Даша-Путешественница» (Dora the Explorer), действительно могут расширить словарный запас ребенка, развить его навыки общения и подготовить к школе. На сайте Common Sense Media (commonsensemedia.org) выкладываются рейтинги и обзоры в помощь родителям.

Что особенного в этом возрасте — два года? Как выяснили ученые, в период между 18 и 30 месяцами ребенок начинает по-новому воспринимать информацию и обретает способность сосредоточиваться на содержании телепередачи. Снова и снова оказываясь перед телевизионным экраном, дети учатся извлекать информацию из телепрограмм.

Словарный запас

В одном исследовании дети, смотревшие интерактивные передачи, продемонстрировали больший словарный запас, чем их сверстники из контрольной группы (результатом просмотра неинтерактивных программ стало знание меньшего количества слов).

Навыки общения

Вопрос на засыпку: что, на ваш взгляд, лучше смотреть трехлетнему ребенку — откровенный «взрослый» мультсериал «Царь горы» или «Чудо-зверята», детские истории про команду зверят-спасателей производства Nickelodeon? Недавнее исследование показало: родители могут снизить уровень агрессивности дошкольника, если вместо взрослых передач с демонстрацией агрессии разрешат ему смотреть детские, способствующие социализации (показывающие, как проявлять участие, помогать другим или улаживать разногласия, не прибегая к силе).

Готовность к школе

По результатам исследования среди семей с низким и средним доходом, дети, смотревшие обучающие телесериалы (например, «Улица Сезам», «Мистер Роджерс» и 3-2-1 Контакт), через три года лучше проходили тесты на академическую успеваемость, чем дети из контрольной группы.

Почему вредно смотреть ТВ больше двух часов в день

Итак, дети могут учиться с помощью телевизионных программ. Тем не менее Американская академия педиатрии предупреждает: ребенок двух лет и старше не должен проводить у телевизионного — или любого другого — экрана большее одного, максимум двух часов в день. Почему?

1. Просиживание у телевизора приводит к ожирению. Дети, которые смотрят ТВ, больше едят и меньше двигаются. Это настолько пассивное времяпрепровождение, что интенсивность обмена веществ падает даже сильнее, чем при сидячей работе или учебе. Больше двух часов телепрограмм или видео в день опасны для здоровья.

2. Дети отказываются от чтения. В семьях, где телевизор почти всегда включен (а это 30% семей с маленькими детьми), ребятишки в три-четыре года уделяют чтению на 25%, а в пять-шесть лет — почти на 40% меньше времени, чем в домах, где это не принято.

3. Постоянно работающий телевизор отвлекает детей от игр. Когда телевизор работает «фоном», дети вроде бы не обращают на него внимания, лишь временами кидая взгляды на экран. Но в возрасте от одного года до трех лет дети, растущие в таких условиях, проводят меньше времени за играми, хуже сосредоточиваются на игре, беспорядочно хватаются то за одну игрушку, то за другую, да и сама их игра оказывается примитивной.

4. Страдает устойчивость внимания. Как установили ученые, если дети смотрят телевизор больше двух часов в день, им труднее концентрироваться.

5. Страдает сон. Дети, проводящие у телевизора больше двух часов ежедневно, гораздо чаще сверстников имеют проблемы со сном. Оставлять работающий телевизор ночью — очень плохая привычка. Почти у 30% малышей двух-трехлетнего возраста в детской стоит телевизор, а их родители утверждают, что ТВ помогает детям спать. Но исследования говорят об обратном: просмотр телепрограмм приводит к тому, что ребенок позже ложится спать, дольше засыпает и меньше спит. В долгосрочной перспективе недостаток сна подрывает здоровье ребенка, не говоря уже о том, что на следующий день малыш будет кукситься и капризничать.

Другие потенциальные проблемы

  • Дошкольники особенно восприимчивы к сценам жестокости. По всей видимости, в силу социальной незрелости дети младшего возраста особенно легко перенимают всё, что видят, и их социальное развитие поддается любому влиянию.
  • Дети не отличают реальность от вымысла. Посмотрев однажды трансляцию футбольного матча, наша 19-месячная дочь (при некотором подстрекательстве папочки) научилась вскидывать ручонки над головой и вопить: «Тачдаун!» Очень мило. Куда как менее милыми оказались другие «находки» — пикировать на пол или пытаться долбануть меня головой. Дети двух-пяти лет еще плохо различают фантазию и реальность. Они готовы подражать даже «самой нереалистичной схеме поведения», отмечают ученые. Задумайтесь, что смотрят ваши дети. Вы хотите, чтобы они вели себя в соответствии с увиденным?
  • Дети не всегда понимают посыл телевизионной передачи. В ходе одного исследования ученые наблюдали за группой детей, смотревших образовательный сериал. Со временем малыши стали проявлять все больше агрессивности — не в физическом плане, но в общении друг с другом. Например, ребенок мог отказаться от приглашения на день рождения, если товарищ не выполнял какое-то требование, наблюдались и случаи бойкота кого-то из детей. Как оказалось, в основе сюжета каждой серии был конфликт, обычно с элементами межличностной агрессии, который в конце концов разрешался. Но дети, смотревшие сериал в одиночку, без разъяснений взрослых, обращали внимание только на конфликт, а мораль упускали из виду. Например, серия «Большой рыжий пес Клиффорд» должна была объяснить детям, что дружба преодолевает физические различия (у одной собаки было три лапы). Но 90% детсадовцев, участвовавших в исследовании, не смогли объяснить, в чем смысл этой истории.

Как смотреть ТВ: вместе, под ваши разъяснения

Ученые утверждают: можно смягчить негативное воздействие телевидения и максимально использовать его развивающие возможности. Смотрите ТВ вместе с детьми и обсуждайте программу. Мелисса Моргенландер, образовательный консультант в области детских СМИ и информационных технологий, дает соответствующие рекомендации на сайте coviewingconnection.com. Первое, что нужно сделать, советует она, — выбрать детскую передачу, которая нравится и вам, и усесться у телеэкрана в обнимку с малышом. Дальше действуйте следующим образом.

  • Телевизионный персонаж задает зрителям вопросы? Отвечайте на них! Как бы по-дурацки вы себя при этом ни чувствовали, это очень важно — чтобы вы «разговаривали» с телегероями, когда они к вам «обращаются». Поддержите игру! Считайте вслух, когда вам предлагают считать, повторяйте вслед за персонажами волшебные слова, подпевайте, если знаете песню.
  • Сами задавайте вопросы. Это, пожалуй, лучший способ вовлечь ребенка в интерактивное взаимодействие. Именно так я предпочитаю заполнять затишье в развитии действия, а иногда даже нажимаю кнопку «пауза». Задавайте ребенку вопросы, требующие развернутого ответа, например: «Как ты думаешь, почему он обрадовался?» или «Как ты догадался, что случится дальше?».
  • Проводите параллели между происходящим на экране и жизнью ребенка. Герои «Команды Умизуми» отправились в аквариум? Напомните малышу, как вы ездили смотреть рыбок. Поросенок из группы Альфа (Super Why!) расстроен, потому что кто-то разбросал его кубики? Наверняка ребенку тоже приходилось огорчаться из-за разрушенной крепости.
  • По окончании передачи обсудите ее. После финальных титров припомните вместе с ребенком, что происходило на экране. Спросите: «О чем была эта серия?» Узнайте, какие персонажи и повороты сюжета понравились малышу больше всего, и назовите собственных фаворитов. Образовательное ТВ действительно может многому научить, если этому способствует взрослый человек из реального мира!

«От 0 до 5: Простые подсказки для умных родителей», Трейси Катчлоу

Кто из начинающих родителей не мечтал иметь простую, удобную в использовании книгу, где были бы собраны самые лучшие и проверенные советы по воспитанию малыша и уходу за ним!

«От 0 до 5: Простые подсказки для умных родителей» — именно такая книга. Ее автор, Трейси Катчлоу, журналист и молодая мама. Советы Трейси основаны на рекомендациях специалистов, пересказанных понятным, доходчивым языком, и ее собственном родительском опыте. Первые пять лет — очень важное время в жизни ребенка, когда он стремительно развивается. Главному, что нужно знать родителям в этот период, и посвящена эта книга.

Для вас она станет помощником, вместе с которым вы воспитаете замечательного ребенка: умного, счастливого, нравственного, пытливого и, конечно, любимого!

Фото: Getty Images

Текст: Екатерина Еремеева · 22 октября 2019

Влияние телевизора на сон ребенка

Телевизор в каждом доме.

Мы живем в мире, в котором тяжело представить квартиру без телевизора. Давно не замечаем, сколько полезного, нужного времени тратим на просмотр передач, не имеющих отношения ни к нам, ни к нашим детям. Мы все понимаем, что до 2 лет просмотр телевизора детям вообще запрещен. Но после рождения малыша наступает момент, когда хочется хоть одним глазком посмотреть на других людей, поэтому мы включаем голубой экран, гладим, готовим, убираем, играем с малышом, воспринимая телевидение в качестве звукового фона, «ведь ребенок все равно никакого интереса не проявляет, значит, ему не может быть такая невинная слабость во вред».
Можно ли детям смотреть телевизор? И как телевизор влияет на сон?

Влияние телевизора на нервную систему ребенка.

Ребенок рождается с незрелой нервной системой, ему необходимо проделать огромную работу, чтобы адаптироваться к окружающему миру, у него развиваются все системы организма, память, мышление, восприятие. Даже если малыш не вглядывается в происходящее на экране, он получает множество зрительных и слуховых стимулов, которые его нервная система не в силах обработать, они часто запоминаются в качестве невостребованных картинок и образов. Мозг не может соединить их ни с какой полученной ранее информацией. Теперь представьте, что дело происходит во второй половине дня. Мозг старается все полученные стимулы обработать, но именно с этой информацией в мозге ребенка происходит некое подобие сбоя компьютера. Голова пытается решить задачу, но создает все больше очагов возбуждения, которые не дадут малышу спокойно уснуть, так как к моменту сна он уже будет переутомлен и перевозбужден. Наша роль — снизить негативное влияние телевизора на сон и оградить ребенка от той информации, которая не может быть усвоена.

Лучи синего спектра разрушают гормон сна.

Нельзя забывать и про тот факт, что гамма лучей от телевизора, воздействуя на сетчатку глаза, разрушает и блокирует выработку гормона мелатонина, без которого невозможно достичь расслабления и качественного сна. Этот гормон отвечает не только за здоровый сон, он снимает стресс, стимулирует иммунную систему, обладает антиоксидантным действием. В комнате, где спит ребенок, не стоит включать экран телевизора и в момент сна ребенка (речь не идет о том, что шум повлияет на глубину сна, это очевидно). Даже сквозь веко сетчатка глаза улавливает световое пятно, которое не дает центральной нервной системе уйти в глубокую фазу сна и разрушает мелатонин. По результатам исследований немецких ученых, те животные, которые спали при свете, были склонны к проявлениям агрессии и депрессии, они отказывались от самой лакомой пищи, а дальнейшие исследования показали, что область мозга, которая в естественных условиях отвечает за получение удовольствия резко уменьшилась. Такие последствия у животных, а ведь наша нервная система ещё тоньше устроена. Следовательно, необходимо ограничить влияние телевизора на сон – ребенок должен спать в тишине и полной темноте.

Электромагнитное поле негативно влияет на организм человека, в особенности на здоровье ребенка. Телевизор также является электрическим прибором, излучающим электромагнитные волны, которые нарушают регуляцию давления, обмен веществ и кроветворение организма, особенно если малыш находится на расстоянии менее 3 – 3,5 метров от телевизора. Во второй половине дня уставшему организму необходимо помогать, а не ставить перед ним новые задачи, с которыми ему надо справляться.

Откажитесь от просмотра телевизора хотя бы во второй половине дня.

Лучше всего во время сна обрабатывается мозгом та информация, которую он получил во второй половине дня. Ребенок, например, поглядывал на экран телевизора или смотрел мультик. Нервная система ребенка не умеет разделять информацию на реальность и сказку, поэтому страх маленькой пони воспринимается, как нечто, что происходит в реальной жизни, мозг переносит эти переживания на самого ребенка, заставляя его переживать подобные чувства. Мама никогда не будет читать сказки, вызывающие негативные эмоции, на ночь, но она не может предугадать реакцию ребенка на мультфильмы или взрослые передачи, под которые малыш ужинал.

Легче просто отказаться от просмотра телевизора, чем минимизировать последствия его воздействия на здоровье и, в частности, на сон. Если пока не можете решиться на этот шаг раз и навсегда, то перенесите просмотр на первую половину дня, при этом следите за временем. Жизнь продолжается и без этого черного ящика, в который словно в черную дыру засасывается наше свободное время, положительные эмоции, здоровье, настроение и наше желание получать радость от общения с самым близким маленьким человечком в мире.

Фоновый шум от телевизора вреден для малыша

Не секрет, что во многих семьях телевизор занимает довольно значимое место в повседневной жизни. У одного моего знакомого в доме 3 телевизора: один на кухне, в спальне и в детской комнате. Для многих семей в норме постоянный гул работающего телевизора. Часто он может работать даже тогда, когда его никто не смотрит. Для дедушки и бабушки это источник информации и новых эмоций. Мама, которая «сидит» дома с маленьким ребенком включает телевизор для того чтобы ощущать связь с внешним миром. Кроме того телевизор отвлекает ее от повседневных, монотонных обязанностей, связанных с уходом за малышом.

Однако, новые исследования указывают на то, что постоянный фоновый шум от телевизора может негативно сказаться на способностях вашего малыша к обучению.

Как фоновый шум влияет на вашего малыша

Авторы данного исследования установили связь между постоянным фоновым шумом от телевизора и способностью малыша воспринимать информацию в процессе обучения.

Также подчеркивается, что, изучая развитие детей, в области обучении ученые, как правило, используют лабораторные показатели, которые могут сильно отличаться от домашних.

Согласитесь, что гораздо проще изучать поведение детей в тихой, контролируемой среде, а не в домашних условиях, где из каждой комнаты звучит телевизионная передача.

Таким образом ученые исследовали 2 контрольные группы малышей от 22 до 30 месяцев. Одна группа обучалась в спокойной, тихой обстановке, а вторая в условиях фонового шума от телевизора.

Исследования Массачусетского и Висконсинского университетов показали, что малыши могли лучше учиться, когда фоновый шум был ниже. Подчеркивается, что способность к обучению падает и тогда, когда дети не смотрят на экран, а просто подвергаются регулярному шумовому воздействию. Была выявлена зависимость – чем громче и регулярнее фоновый шум, тем больший вред он наносит развитию ребенка.

Личное наблюдение: у нас дома есть телевизор, но он не подключен к антенне. Если дети просят мультик, то мы включаем конкретный и смотрим его всей семьей. Никаких сериалов, новостей, рекламы и прочего. Но, когда мы приезжаем в гости к родителям жены ситуация меняется, т.к. они люди пожилые и в каждой комнате у них по телевизору. Кроме того, тесть работает механиком на корабле и плохо слышит, поэтому смотрит телевизор, что называется, «на полную». И я заметил, что даже у меня, взрослого человека, через некоторое время начинается раздражение. Дети перестают меня слышать и становятся агрессивнее.

О чем говорит исследование

Ученые пришли к выводу, что необходимо ограничивать не только то время, которое ребенок проводит непосредственно перед телевизором. Взрослым необходимо также ограничивать звуковое воздействие телевизора на ребенка, т.к.это приводит к тому, что детям становится сложнее воспринимать информацию. При постоянном и длительном воздействии сильного шума от телевизора ребенок действительно утрачивает способность обучаться, особенно при этом страдают языковые навыки.

Это не значит, что вам необходимо полностью отказаться от просмотра телевизора и запретить смотреть его детям. В конце концов, нет ничего плохого в том, что родители смотрят новости за завтраком или дети поют песенку вместе с мультгероями. Однако нужно учитывать, что слух у детей очень чувствителен и, если никто не смотрит телевизор, то он должен быть выключен, а при просмотре звук не должен быть слишком громким. Если вы садитесь заниматься с ребенком, то телевизор должен быть выключен, иначе вы будете просто терять время.

Много смотреть телевизор — вредно!

Основные идеи

  • Родители оставляют детей «под присмотром» экрана, надеясь на его развлекательный и развивающий эффект.
  • Дети привыкают к этому пассивному времяпровождению, что вредит их здоровью и психическому развитию.
  • Изменить ситуацию можно, установив четкие рамки просмотра передач и обсуждая их содержание с ребенком.

Застывшие, с неподвижным, устремленным в экран взглядом, глухие к словам, непохожие на самих себя — так телевизор преображает наших детей. Многие из них часами просиживают перед экраном, и родители знают об этом. И чувствуют себя одновременно виноватыми и обеспокоенными: они не в силах оторвать сына или дочь от завораживающего потока телекартинок и при этом интуитивно догадываются об их разрушительном воздействии на психику ребенка.

До недавнего времени страхи родителей не имели серьезных оснований. Ученые, казалось, не могли с уверенностью объяснить, в чем же заключаются отрицательные последствия высоких доз телевидения. Эксперты расходились во мнениях, результаты их исследований публиковались преимущественно в специальных научных изданиях, и большинство родителей за неимением убедительных данных и рекомендаций психологов были склонны покориться завораживающему влиянию голубых экранов, вместо того чтобы эффективно ему противостоять.

Сегодня ученые всего мира единодушны: злоупотребление телевизором наносит вред прежде всего нейронам развивающегося детского мозга, отрицательно сказывается на здоровье и поведении детей.

Чем больше ребенок смотрел телевизор в раннем детстве, тем выше риск, что его успеваемость в школе будет ниже

«Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, — вот почему дети часто словно прилипают к экрану, — говорит детский нейропсихолог Николай Воронин. — Как только телевизор включается, бета-волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа-волнам. Обычно это происходит при засыпании или в состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза».

В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается. Последние выводы ученых дают нам серьезный повод задуматься… и принять срочные меры.

Телевизор сковывает фантазию

Во время длительных просмотров воображение ребенка отключается. Немецкий педиатр Петер Винтерштайн более 17 лет изучал рисунки пяти-шестилетних детей и обнаружил: чем больше времени они проводят перед экраном, тем меньше деталей на их рисунках и в целом они менее выразительны и объемны. У самых заядлых телеманов нарушены пропорции рисунка, он кажется схематичным, неживым 1 .

Ученый утверждает: вред, наносимый психическому развитию маленького ребенка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности.

Вреден ли телевизор для детей. Как оценить масштаб бедствия и избавиться от зависимости?

Несмотря на то, что о вредном воздействии телевизора и компьютера на детское развитие знает каждый, мы продолжаем прибегать к этим годами проверенным методам

Наверняка знакомая многим родителям ситуация: любимое чадо отвлекает от важных дел или просто мешает немного отдохнуть, или скандалит, или… Но стоит включить ему мультики – ситуация резко меняется: ребенка как будто и нет, тишь да благодать.

И несмотря на то, что о вредном воздействии телевизора и компьютера на детское развитие знает каждый, мы продолжаем прибегать к этим годами проверенным методам. Особенно ими злоупотребляют мамы, которые работают на дому, а малыш при этом не посещает детсад, также мультиками балуют любимых внуков бабушки-дедушки. Чем же опасно для ребенка такое времяпрепровождение и можно ли справиться с детской телеманией?

Психологи уверяют: до четырех лет малыш познает мир всеми чувствами, а не разумом. Он ползает, бегает, прыгает, все хватает, пробует и изучает, то есть накапливает именно осязаемый жизненный опыт. Телевизор же лишает его этой возможности, и довольно быстро мир вокруг ребенка замещается мнимой (телевизионной) реальностью.

Симптомы телемании

Сегодня мультики включают детям практически в каждом доме. Кушать перед телевизором и засыпать под его бормотание давно уже стало нормой. Это и неудивительно: малыши копируют поведение взрослых, и если папа, приходя домой, вместо того, чтобы поиграть с ребенком, плюхается на диван у телевизора со словами: устал, полежу-отдохну, то и ребенок довольно быстро начинает воспринимать времяпрепровождение у голубого экрана как единственно возможный способ провести время и отдохнуть.

Кроме того, во многих семьях телевизор работает практически круглосуточно, фоном. Но это для ребенка не менее вредно, чем просмотр мультиков и телепередач. Ведь шум, даже, казалось бы, незаметный, мешает сосредоточиться на чем-то одном, например, на выполнении уроков. Да и все мы наблюдали, как действует на детей реклама – она настолько приковывает внимание и взгляд, что малыш постоянно и надолго на нее отвлекается. Детское восприятие, поясняют психологи, отлично от взрослого. Ребенок до 5-7 лет воспринимает все, в том числе, и рекламные ролики, буквально. Способность понимать и оценивать их замысел появляется лишь к 8-12 годам.

Как поясняет практикующий психолог Мария Катаева , для ребенка до 10 лет важно проявление фантазии в свободной игре. Для раскрытия душевных, умственных способностей, формирования тонкой моторики, осязания, чувства равновесия нужны условия. Неслучайно дети бегают по коридорам в начальной школе и по улицам, восполняя дефицит движения.

А взрослый усаживает ребенка перед телевизором, чтобы избавиться от хлопотного и шумного детского роста! Естественно, что постепенно у малыша пропадает потребность играть, изучать что-то новое, ставить цели и стремиться к их достижению. А зачем? Телевизор дает ему готовые сюжеты и сценарии. У ребенка, в итоге, падает школьная успеваемость, скорость чтения. Если с малых лет он часами просиживает у экрана, то позже своих сверстников начинает говорить, у него не развиваются мышление, логика, воображение.

Кроме того, дети-телеманы зачастую тревожны, мнительны, неспособны играть в командные игры, многие из них проявляют немотивированную агрессию, перенося в жизнь увиденные по телевизору сцены насилия. «Дети неспособны к критическому анализу получаемой информации, — говорит Мария Катаева , — они просто ухватывают один телеобраз за другим, не понимая сюжет и ход действий. Насилие и убийства, ужасы, которые мы видим в новостях и различных боевиках, угнетают детскую психику и могут перейти в их сны».

Что делать, если ребенок-телеман?

Если вы заметили, что ребенок тревожен, агрессивен, апатичен, если он отстает от сверстников в развитии, замкнут, пора бить тревогу. Не исключено, что главная причина всего этого – ТВ. Как же бороться с телеманией?

Если решили принять кардинальные меры – то единственно возможный выход: избавиться от телевизора раз и навсегда. Но в этом случае будьте готовы к тому, что придется чем-то заменить привычный «ящик», то есть вы должны будете пожертвовать всем своим свободным временем и личной жизнью. Ведь нельзя что-то так просто насильственно отнять, не дав ничего взамен. Телевизор, кстати, вполне можно заменить походами в кино всей семьей. Ведь кинокартины построены несколько иначе, чем изображение на телеэкране или компьютере, и урона детскому здоровью не несут. Конечно, если выбирать адекватный возрасту вашего ребенка сюжет.

Если вы не готовы к кардинальным мерам, но твердо решили отучить ребенка от телевизора – начните с себя. Перестаньте эксплуатировать ТВ круглосуточно, не ешьте перед телевизором и не используйте его как снотворное. Помните, не стоит акцентировать внимание ребенка на том, что он слишком много смотрит мультиков, гораздо эффективнее проводить «терапию» ненавязчиво и постепенно, предлагая что-то взамен телепередач.

Любая деятельность, которой вы способны заниматься с увлечением, может стать противовесом экрану: совместное посещение театров, выставок, развлекательных мероприятий, занятия спортом, прогулки, путешествия, чтение книг и веселые игры…Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил со сверстниками: отдайте его в какой-нибудь спортивную секцию, гуляйте в окрестных дворах, общайтесь с родителями и их детьми.

По мнению психолога Марии Катаевой , любое занятие, требующее воображения и ловкости, постепенно отучит ребенка от просмотра мультиков. Он научится получать удовольствие от игры и от общения, он научится стремиться к поставленной цели и развивать свои способности. Главное, поощрять интересы своего чада, например, записав его в ту или иную секцию, которая будет ему интересна. К слову, программу «реабилитации» конкретно вашего ребенка может помочь составить и специалист. Так что, если не решаетесь самостоятельно начать борьбу, то, возможно, пора обратиться к психологу.

Отучая ребенка от мультиков, не переусердствуйте. И помните, вы – живой человек и имеете право на отдых и личную жизнь. Главное ведь не наложить табу на просмотр телевизора, а просто забрать у него в семье главенствующую роль.

Для этого стоит запомнить несколько простых правил:

— Четко ограничивайте время просмотра! Когда начинаете вводить это новое правило, ни в коем случае не уступайте и не ведитесь на капризы-уговоры ребенка! Психологи рекомендуют смотреть ТВ дошкольникам не более 15 минут в день.

— Нельзя, чтобы ребенок бесконтрольно смотрел телевизор. Просмотр должен быть осознанным. Либо вместе с малышом сидите и поясняйте все, что происходит на экране, отвечайте на его вопросы и обсуждайте увиденное. Либо заранее выбирайте в программе телепередач известные вам мультики, чтобы быть уверенными в их безопасности для детского восприятия и чтобы иметь возможность обсудить их позже с ребенком.

— Отдавайте предпочтение добрым мультикам, где учат нравственности, помощи близким, заботе о братьях меньших и так далее. Либо развивающим, обучающим мультикам и программам (таким как «Даша-следопыт», «Фиксики»)

Начав хоть немного времени проводить вместе с ребёнком, вы очень скоро увидите, что не так уж и нужен ему телевизор. Читайте малышу книги вслух, сочиняйте вместе с ним собственные сказки и рассказы, разыгрывайте их, играйте в настольные и сюжетные игры, занимайтесь творчеством (лепка, рисование, аппликации и прочее), гуляйте, вместе ходите в походы, кино, на выставки, делайте домашнюю работу, придумайте совместное хобби (например, волонтерская работа). Очень скоро ваш ребенок увидит, как интересен и разнообразен мир вокруг него и, спустя время, он сам себя сможет занять, не прибегая к помощи «голубого экрана».

Читайте также наши статьи по данной тематике:

Так ли уж вреден телевизор детям?

Чем занимается большую часть времени ваш ребенок, когда он дома? Что больше всего любит? Правильно — смотреть телевизор с утра до вечера! Но хорошо ли это? Речь сегодня именно об этом.

Многие родители, в частности мамы, используют телевизор в качестве няни, потому что, просматривая любимый мультик или передачу, малыш успокаивается, а зачастую и ест без капризов. Иногда, конечно, это выход. Бывает, что это единственный способ успокоить ребенка, в этом случае говорить о вреде телевизора, конечно, было бы неправильно.

Ребенок растет, в первую очередь, копируя родителей и подражая им. Он интуитивно ждет вашего внимания. А перед телевизором ребенок привыкает не к родительской любви и ласке, а к виртуальным героям, которых в жизни не существует. Конечно, родители устают, и, конечно, не всегда получается уделить детям максимум внимания. Проблемы на работе, поломалась машина, прорвало кран — подобные неотложные вопросы действительно часто приходится решать родителям. Но самое интересное, что даже на фоне всех этих проблем родители сами дома первым делом включают телевизор, естественно, давая ребенку яркий пример способа проведения досуга и приема пищи.

Призадумайтесь… Вы включаете телевизор затем, чтобы отдохнуть, посмеяться, может, поплакать. Поверьте на слово — ребенок смотрит телевизор по тем же причинам, только ждет он этих эмоций в первую очередь не от голубого экрана, а от вас. Дети ждут любви и ласки не от нарисованных героев, а от главных героев их маленькой жизни — от вас!

Попробуйте проверить это на практике. По приходу домой скажите, что вы хотите поиграть с ребенком. Я думаю, то, что он согласится, не вызовет сомнений ни у кого. Лучше, если ваш малыш придумает и предложит игру сам. Может, вы не замечали, но у каждого ребенка есть куча любимых игрушек, с которыми он выдумывает всяческие игры. Только принимайте участи в игре искренне, чтобы малыш не сомневался, что вам действительно интересно.

Лично я, вовремя поняв негативную сторону голубого экрана, начал проводить больше времени со своим сыном на свежем воздухе, где даже после целого дня, проведенного в детском саду, он бегает как угорелый, играет во все, что только можно, домой приходит с отменным аппетитом, засыпает легко и с улыбкой.

Самое интересное заключается в том, что, пока родители не понимают важности общения с детьми, телевизор буквально крадет их у вас. Вдумайтесь. Упустить время очень несложно, главное не упустить его навсегда. Ведь ребенок — тоже человек, он привыкает ко всему так же, как и взрослый, и если он привыкнет получать тепло, ласку и любовь лишь посредством телевизора, вернуть его в реальный мир станет возможно только усилиями специалиста.

Однако скажем все-таки пару слов в пользу ТВ. Ведь говорить, что телевизор смотреть вообще не стоит, было бы глупо. В конце концов мы живем сегодня в очень технически развитое время, а все изобретения создавались с целью помочь человеку, а не наоборот. Итак, включая ребенку телевизор или фильм, хотя бы немного посмотрите его сами. Очень важно знать, чем живет ребенок. Согласитесь, и кровавого воина, и добрую фею малыш будет одинаково копировать в жизни. Просто надо знать меру. Ничего страшного не случится, если дети посмотрят телевизор 40−60 минут в день.

Сейчас много плохого пишут о влиянии телевидения на подрастающее поколение. Но однобоко и негативно можно говорить абсолютно обо всем. Твердо уверен, что если ребенок получает достаточно внимания, любви, ласки и заботы от близких людей, хороший добрый мультик или передача про животных ему точно не повредят, а наоборот, расширят кругозор и сделают малыша умнее и эрудированнее.

Телевизор – не друг ребенка

В детстве ребенок и телевизор не должны иметь никаких точек соприкосновения. Разрешая малышу часами смотреть на мерцающий экран, многие родители не подозревают, насколько пассивная деятельность вредна для развития маленького растущего человека. Поэтому родители должны знать, сколько смотреть телевизор ребенку.

С какого возраста можно смотреть телевизор?

Родители обязаны знать, с какого возраста можно показывать мультики ребенку. Специалисты говорят, что следует начать показывать детские передачи не раньше, чем сыну или дочери исполнится три. Это связано с тем, что до этого возраста ребенок развивается психомоторно. Дело в том, что мозг малыша работает лишь тогда, когда он взаимодействует с какими-либо объектами или слышит голос мамы, которая ему читает. Смотря телевизор до трех лет, есть шанс того, развитие ребенка будет неполноценным. Особенно это касается его речи. Кроме этого, младенцу крайне важно в первые годы жизни всё время находится рядом с матерью. А посадив его перед телевизором, вы как бы отстраняетесь от сына или дочери, рушите вашу с ребенком связь. Поэтому важно помнить, с какого возраста можно знакомить детей с телевизором.

Какие телепередачи можно смотреть ребенку?

Увеличение времени эфира не означает стихийный просмотр всего подряд. Времени мало, но даже его хватит, чтобы нанести ребёнку вред при неправильном выборе передач. Смотрите с малышами развивающие программы, это намного полезнее, чем обычные развлекающие мультфильмы.

Можно смотреть позитивные программы с развивающим уклоном, например, о красоте и разнообразии окружающего мира. Это благоприятный период, когда можно показывать мультики ребёнку, чередуя их с просмотром развивающих программ. Рекомендуем прививать с помощью телевизора интерес к правильному питанию, спорту, здоровому и активному образу жизни.

При выборе учитывайте возраст ребёнка, не навязывайте ему просмотр сложных для него аналитических программ об искусстве и науке. Полезнее будут передачи в виде игры, шоу, викторины, разработанные специально для его возраста.

Какие телепередачи смотреть ребенку нельзя?

На первом месте, что совершенно ясно и понятно, просмотр телепередач или фильмов, где есть элементы агрессии и насилия. Помним, что ребенок по своей сути подражатель, не исключен вариант, что модель поведения именно плохого героя будет перенесена им в реальную жизнь.

Многие родители отмечают, что ребенок может абсолютно равнодушно относиться к включенному телевизору, но с началом рекламы кроха бросает все дела и устремляет свой взор к голубому экрану. Так вот, рекламу также стоит исключить. Во-первых, она не несет никакой полезной информации. Во-вторых, только засоряет голову глупыми фразами и образами. В-третьих, влияет на подсознание и прививает ребенку «культуру потребления».

До семи лет стоит исключить новостные программы. Сюжеты о терактах, авариях, вооруженных конфликтах могут травмировать неокрепшую детскую психику, привести к неврозам и повышенной тревожности. Если уж подобный новостной сюжет попал в поле зрения, то успокойте ребенка, расскажите, что он находится всегда под вашей защитой.

Сколько ребенку можно смотреть телевизор?

Многие мамы и папы спрашивают, сколько можно смотреть телевизор ребенку. Родители не должны забывать и о том, сколько времени можно смотреть мультики детям. Малышу 3-4 лет следует демонстрировать простые анимационные фильмы продолжительностью 10-15 минут. Достаточно единственного мультика в сутки. Сыну или дочери 4-6 лет можно смотреть максимум один полнометражный фильм в день. Кроме позитивных моментов, телевизор и компьютер несут ещё и отрицательное воздействие. Поэтому важно помнить, сколько ребенку можно смотреть мультиков в день.

Детям в 5-6 лет

В 5-6 лет ребенок может смотреть телевизор по 40 минут подряд, 2 раза в день. Между сеансами обязателен перерыв. Если ребенок уже пользуется компьютером, игры на нем должны входить в разрешенные часы общения с подобной техникой. Иными словами, общее время, уделяемое видеоиграм и просмотру телевизора, не должно превышать дневной лимит, установленный для данного возраста.

Детям в 7-10 лет

После 7 лет дети могут начинать смотреть ленты, продолжительностью около 1,5 часов. В день допускается один такой просмотр или несколько более коротких с перерывами между ними. Желательно, чтобы время, проводимое за компьютером и просмотром телевизора, не превышало 2 часов в день.

Детям в 11 лет и старше

Если ребенку 11 лет или больше, разрешенное время на просмотр телепередач – до 3-х часов. Также нужно лимитировать общение с компьютером – 1,5-2 часа в день.

Негативное влияние телевизора

Влияние телевизора на ребенка довольно отрицательное. У малыша замечается характерное отставание в речевом развитии. За счет телевизора человек получает сухую информацию, у него нет возможности что-то обсудить и задать возникающие вопросы. Дети не имеют возможности участвовать в диалоге, поэтому не стоит думать, почему малыш растет стеснительным и молчаливым? Речь, особенно у детей, является не только выражением мыслей, но и самим процессом мышления. Есть взаимосвязь между внутренним миром, воображением и речью человека. Если речь скудная, то и духовный внутренний мир не развивается.

Знакомство с девайсами и телевизором в детстве формирует у крошек неспособность долго концентрировать внимание на чем-то одном. Гиперактивность у школьников начальных классов часто идет под руку с полной рассеянностью. Ребенок не развивает в себе способность самоанализа. Он постоянно хочет поменять впечатления, хобби — это похоже на переключения каналов телевизора.

Просмотр телевизора не развивает воображение. Отсюда многим детям трудно воспринимать сухой материал на слух, быстро пропадает интерес к новому. При отсутствии развитого образного мышления книги не интересуют сына или дочь.

Как было уже сказано выше, у любителей смотреть не развита речь, вместе с тем снижается творческий потенциал и фантазия в принципе. Дети не придумывают новые игры, им проще нажать кнопку телевизора, беседы школьников становятся бесцветными.

Дети растут жестокими и злобными, потому что эти качества присущи людям с бедным внутренним миром. Среди детей увеличивается преступность, драки. А потом никто не может объяснить, зачем он совершил преступление. Под влиянием агрессивных мультиков и криминальных новостей, дети растут без чувства милосердия, сочувствия и благородства. Герои кинематографа становятся кумирами ребенка – отсюда и агрессивное поведение.

Специалисты советуют с детства прививать малышу интерес к традиционным видам развития: к конструированию, рисованию, чтению детских книг, общению со сверстниками, а уж потом знакомить с телевизором и гаджетами. Только в возрасте девяти лет ребенок способен использовать информационную аппаратуру по назначению, то есть для получения информации. Несмотря на это, психологи рекомендуют, чтобы телевизора в жизни ребенка было как можно меньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *