Почему дети нас не слышат…

Безымянный

«Сто раз надо повторять», «Как об стенку горох», «Пока не прикрикнешь- не услышит»- это фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб. Почему? Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым. Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть успешными.

* Ошибка 1.

ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА

Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит»- он пока просто не способен на это. Тем более, что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как настоящая жизнь проходит здесь, под стульями!

Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание ребенка на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Ваня, послушай, что я скажу» и т.д. Малыша старше 3,5 лет полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятнее.

*Ошибка 2.

ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ

«Сними валенки, вымой руки и за стол»,- на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5-4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.

Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

*Ошибка 3.

«КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯ

1й

«Долго ты еще будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». Малыши понимают все буквально. Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато.

Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

*Ошибка 4.

МНОГОСЛОВНОСТЬ

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?». Понятно, что у родителя, который «выдает» речь, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка. Но, выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем идет речь.

Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые грехи». Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку- например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание- предложить посоревноваться, кто лучше прыгает через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом. Найти более безопасный выход энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило- если не можете изменить поведение ребенка. Меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например. Перенесите кресло в другую комнату.

*Ошибка 5.

КРИК

Ребенок попросит прощения, скажет. Что все услышал и понял. На самом деле он не услышал- не до того было. Главной целью было- предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. Вспомните, как вы себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах  разговаривает кто-то значимый, например, начальник. Наверняка, бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? то же самое происходит и с ребенком.

*Ошибка 6.

ОЖИДАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание ( то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6-7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше 6 лет попросту не может.

Работа над ошибками. Давайте малышу временной запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать,- предложите машинкам посоревноваться- кто быстрее доедет до кухни.

*Ошибка 7.

МЕТОД «ЗАЕЗЖЕННОЙ ПЛАСТИНКИ»

Ребенок не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо мыть руки после туалета, значит делать это не обязательно». Этот метод плох и для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша- накричать или отшлепать.

Работа над ошибками. У детей очень развита зрительная память, поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в 1,5-2 года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком.

*Ошибка 8.

ПРОСЬБА-ОТРИЦАНИЕ

«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!». Детское восприятие «пропускает» частицу «НЕ», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.

Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюру» или  «Сможешь закрыть дверь так, чтобы никто не услышал?»

*Ошибка 9.

ПОСТОЯННОЕ ОДЕРГИВАНИЕ

Как правило. То и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки. «Не наступи в грязь», «Осторожно, порог», «Стой, там собака!»- и так целый день. В какой-то момент, уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».

Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Ребенок обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

*Ошибка 10.

НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА

Бывает, что мама и ребенок проводят целый день вдвоем, но сложно сказать, что они долго были вместе. Малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек, но мама увлечена разговором с подругой; по дороге в магазин ребенок что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли.

Работа над ошибками. ребенок учится у нас всему. В том числе искусству коммуникации. Не важно, сколько времени вы проводите вместе, важнее, как вы его проводите. Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с ребенком (не включайте телевизор, отключите телефон, не вставляйте наушники, не заглядывайте в РС). Ребенок наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.

 

Безым4янныйБезымянгнный